В России построен мост из углепластиковых трубок, заполненных бетоном
В Ульяновской области возведен первый в РФ автомобильный мост из углекомпозитного материала. Инновационная технология, призванная упростить и ускорить процесс строительства малогабаритных мостов, — совместный проект АО «НИИграфит» (структурного подразделения холдинга «Росатом») и ФГУП «ВИАМ».
Экспериментальный объект соединил берега реки Соловей в с. Языково Карсунского района. Как указывается в официальном пресс-релизе корпорации «Росатом», впервые в России для создания надземных частей опор, арочных мостовых элементов, а также профилированного настила был использован углепластиковый композит. При этом, как акцентируют разработчики, все несущие конструкции изготовлены непосредственно на стройплощадке, и процесс не требует каких-либо специальных условий, как и крупных финансовых затрат — что открывает широкие перспективы для дальнейшего применения методики.
Основная часть моста сформирована 19 арочными элементами круглого сечения с бетонным сердечником. Заливка трубок бетоном, согласно технологии, была выполнена через специальные отверстия уже по завершении монтажа каркаса. Как отмечают специалисты, ранее углеродное волокно применялось только как вспомогательное средство при реконструкции мостов — для укрепления ж/б опор. Применение же данного материала в качестве основы несущих конструкций — опыт, уникальный для России. Но суть методики не нова. Подобный способ строительства — т.н. «мост в рюкзаке», получивший этот эпитет за сравнительную простоту и неприхотливость технологии, — довольно популярен на территории США и Канады.
«Углепластиковые композиты обладают рядом преимуществ перед традиционными материалами. Легкие арочные оболочки из них можно монтировать без применения тяжелой техники. При этом уменьшается расход бетона, а стоимость последующего обслуживания таких сооружений в разы ниже», — комментирует директор АО «НИИграфит» Е. Маянов.
ФГУП «ВИАМ» (Всероссийский НИИ авиационных материалов) выступил в роли разработчика формулы связующего состава и изготовителя композитной трубчатой оболочки. Проектирование и строительство моста было предоставлено АО «НИИграфит». Технология рассчитана на возведение небольших автомобильных мостов с длиной пролета не более 15 м.
Необычный материал несущей основы — не единственная особенность проекта. Присутствие встроенных оптоволоконных датчиков позволяет вести постоянный контроль интенсивности нагрузок на объект и уровня деформации — данные считываются автоматически при каждом шаге пешехода либо пересечении моста автотранспортом и направляются в лабораторию. Так что даже малейшая угроза безопасности не останется незамеченной.
Как акцентируют ученые, углепластиковому композиту не страшна коррозия. По расчетам экспертов, надежность и прочность возведенного моста можно гарантировать на протяжении по меньшей мере 50 лет. К гордости разработчиков и, конечно, к радости обитателей с. Языково, которым до этого приходилось перебираться через реку по шаткой конструкции из досок.